Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (91) от 14 апреля 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1421614215142141421314212142111421814219142171421014220


Ольга Дашковская

Явление

Долгий путь к равноправию

В современной науке универсального определения для такого многоликого и противоречивого явления, как феминизм, не существует. В «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия «феминизм». Так, в современном Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. А в Большом энциклопедическом словаре феминизм понимается в широком смысле как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, а в узком смысле – как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их прав с мужчинами.

За идею – на эшафот

В некоторых исследованиях истоки феминистской концепции связывают с культом человека в эпоху Возрождения. В начале XVI в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

Полного равенства полов в образовании требовал выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592–1670), указывавший на миссию женщины в семье как первой наставницы детей и считавший «материнскую школу» основанием всего образования.

В середине XVIII века критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как о неравном мужчине существе второго сорта. Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве.

Вскоре была отправлена на гильотину автор Декларации прав женщины и гражданки Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

«Первая волна» феминизма: «Все женщины и мужчины созданы равными»

В середине XIX века движение за права женщин принимает совершенно отчетливые организованные формы. Феминистское движение 1840-х – 1920-х годов принято считать «первой волной» феминизма.

Основной задачей «первой волны» была борьба за политические и экономические права женщин: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности и равноправие в браке, возможности получения образования и выбора профессии. В движении участвовало много выдающихся женщин, не только писавших книги, но и организовывавших демонстрации и даже голодовки, стремясь достичь поставленных целей.

Не всегда это удавалось. Например, в Германии выразительницей идей женского равноправия в это время стала Луиза Отто-Питер – одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения революции 1848 года здесь наступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре.

Во Франции в ходе революции 1848 г. была сделана новая неудачная попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических преобразований.

Самым же успешным оказалось феминистское движение в США. В 1848 году в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщин и 32 мужчины, участники Движения против рабства, подписали Декларацию позиций и резолюций, которая начиналась словами: «Все женщины и мужчины созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления.

В 1890 году была создана Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин. Благодаря беспримерной активности членов этого движения в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию (в 1869 году об этом объявил Вайоминг, в 1893-м – Колорадо, в 1896-м – Айдахо и Юта).

После того как постепенно во всех развитых странах был решен вопрос о праве женщин голосовать на выборах, а также была так или иначе изменена в пользу женщин ситуация с их первоочередными экономическими правами, «первая волна» феминизма исчерпала себя.

Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Необходимо было изменить отношение к женщине и в общественном сознании.

«Вторая волна» феминизма: право на власть

Пробуждение, или «женское возрождение», началось в 60-е годы ХХ века. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).

Начатая в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!».

На первом этапе «женской революции» разворачивалась борьба за достижение конкретных целей – таких, как право на аборт, на развод, правовое преследование насильников и мужчин, избивающих своих жен.

Ключевым требованием было «право выбора»: женщины стремились сами распоряжаться собственной жизнью, и прежде всего – собственным телом.

Еще одной важной сферой деятельности женского движения на современном этапе стал рынок труда. Здесь борьба женщин велась за право на получение работы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равную оплату за равный труд. Выдвигалось требование отмены законодательных актов, дискриминационных по отношению к женщинам.

В 70–80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.

В 80–90-е годы феминистское движение вынудило власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе, оказывая значительное влияние на рост самосознания как женщин, так и мужчин.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах были провозглашены равные права граждан независимо от пола.

Как уже отмечалось выше, в США это произошло раньше, чем в Европе.

А как обстояли дела в России?

Учиться и работать – мечта русской феминистки

Несмотря на сходство с западными тенденциями, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

Например, русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению в ХIX веке, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к. в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном смысле «равны мужчинам». Борьба за избирательные права женщин в России стала реальной только в начале ХХ столетия.

Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением.

Славу и репутацию журналиста, поставившего «женский вопрос» в России и заставившего говорить о нем всех, снискал автор журнала «Современник», литературный критик М.Л. Михайлов, выступивший со статьей «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1852). В ней впервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин в социально-политической жизни. Благодаря этой статье «женский вопрос» получил права гражданства в литературе и стал восприниматься не как обособленная проблема, а как одно из проявлений общественного неустройства.

После выхода в свет романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

Однако русские феминистки уделяли меньше внимания сексуальным вопросам, нежели их западные коллеги.

Не случайно начало женского движения в России связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости и экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905 годы.

В 1859 году начало действовать «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и Н.В. Стасовой, которых ныне именуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират вместе с другими инициативными лицами и сторонниками развернул широкую филантропическую и образовательную деятельность. В 1862 году благодаря их усилиям в Санкт-Петербурге начала действовать первая женская трудовая ассоциация – «Общество женского труда». В 1863 году М.В. Трубникова и Н.В. Стасова учредили в Северной столице женскую издательскую артель. С 1864 года в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, где женщины имели возможность работать продавщицами, а также обучаться навыкам шитья в мастерской, открытой при магазине.

Вдохновленная просветительскими идеями, русская разночинная интеллигенция старалась представить право на образование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Не случайно поэтому открытие в Петербурге в 1859 году первой воскресной школы для женщин, организованной на квартире М.С. Шпилевской, представлялось как вклад в дело женского освобождения. Столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862 года – Киеву, Казани, Одессе и иным городам.

Однако центральным вопросом оставался вопрос о доступе женщин к высшему образованию. Девушки проникали на занятия в университеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине. Самые последовательные и юридически подготовленные добивались открытия негосударственных женских курсов, и небезуспешно: с 1869 года начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 года – Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В. Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 году в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И. Герье (ныне в их здании на ул. Чаянова расположен РГГУ). В 1878 году в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н. Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860–1900 более 700 составляли русские). В западных университетах происходило постоянное соприкосновение российских «равноправок» с идеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» в Россию, помогая – по возвращении – создавать тайные политические кружки.

Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством, и даже созданное в 1893 году по инициативе Н. Стасовой «Общество вспоможения окончившим курс наук» не могло обеспечить работой всех.

Но основная масса женщин дореволюционной России не только была лишена возможности получать специальное образование, но и оставалась неграмотной. По данным переписи 1897 года, в городах России грамотными были только 26% граждан в возрасте 9–49 лет, в сельскойместности – всего 22%, из них женщин – 9,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только семь грамотных женщин.

Проблемы ликвидации безграмотности удалось решить в первые годы советской власти, а сегодня девушки наравне с юношами поступают в вузы, в том числе силовых ведомств. Уже никого не удивляют достижения женщин-ученых, врачей, педагогов, деятелей искусства. Стало обыденным и присутствие представительниц прекрасного пола в органах власти: вице-премьером российского правительства является Ольга Голодец, руководителем Совета Федерации – Валентина Матвиенко, председателем российского Центробанка – в недавнем прошлом министр экономического развития Эльмира Набиуллина... Можно привести еще ряд подобных примеров. Некоторые скажут: женщинам трудно прорваться во власть, и, может быть, будут правы. Не все проблемы в сфере женского и мужского равноправия можно считать решенными, однако то, что достигнуто, следует ценить. И помнить о том, что без феминистского движения, без настойчивости и целеустремленности его лидеров женщины до сих пор пребывали бы в рабстве и невежестве, не имея возможности самореализации.



14 апреля 2014 г.
Социальные комментарии Cackle